Росреестр информирует

Государственный фонд данных,
полученных в результате проведения землеустройста
В целях информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан о состоянии и использовании земель, обеспечения рационального использования земель и их охраны, а также распространению информации по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства создается государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее ГФДЗ)
ГФДЗ - это архив землеустроительной документации, геодезической и картографической продукции, которая изготавливается при проведении землеустройства.
ГФДЗ формируется на основе сбора землеустроительной документации, материалов и данных (в письменной, графической, электронной, фотографической и иной форме), полученных в результате проведения землеустройства. Информация, содержащаяся в фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Централизованный учет документов фонда данных и методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации, обеспечению сохранности документов и совершенствованию их структуры, обеспечению совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются в порядке, устанавливаемом Росреестром. Документы ГФДЗ являются федеральной собственностью и используются для обеспечения землеустроительной документацией органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Порядок предоставления в пользование и использования документов фонда данных определяется Росреестром на основании Административного регламента.
Результатом государственной услуги является предоставление заинтересованным лицам: документов государственного фонда данных. Документы данных могут быть предоставлены в виде: копий; оригиналов для непосредственного изучения по месту их нахождения; выписок или выкопировок.
Обращаем внимание на то, что при решении вопроса предоставления запрашиваемых материалов с категорией доступа «секретно» для копирования, следует руководствоваться требованиями документов, регламентирующих вопросы защиты государственной тайны, в частности Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, а также Закона Российской Федерации от 21.06.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Подготовила старший специалист 1 разряда межмуниципального Карасукского отдела
Управления Росреестра по Новосибирской области
Мищенко В.А.
Захват земельного участка соседом.
Межевание представляет собой разграничение в горизонтальной плоскости смежных земельных участков между собой. С помощью данного процесса устанавливаются точные границы конкретного земельного участка. Процедура межевания предусмотрена соответствующими статьями Земельного кодекса Российской Федерации.
Самозахват земли – это незаконное использование физическим или юридическим лицом чужой земли в собственных нуждах. При этом собственниками и владельцами захваченных земель выступают собственники смежных участков.
Несоблюдение межевых границ, самозахват части соседнего участка – все это ведет к спорам между собственниками смежных земельных участков.
Росреестр дает рекомендации владельцу участка по вопросам: «Как поступить, если сосед поставил свой забор на вашем земельном участке», «Как действовать владельцу земельного участка, если сосед захватил его территорию», «Как обезопасить себя от нарушителей земельного законодательства».
1) В какой ситуации можно обратиться с жалобой на соседа по земельному участку?
Ваш сосед перенес забор и в результате незаконно занял часть вашего земельного участка. В таком случае можно обратиться с заявлением в территориальный орган Росреестра или орган муниципального земельного контроля. Обращаться надо в регионе, где расположен ваш земельный участок.
Если сосед отказывается решать вопрос мирным путем, соберите подтверждения нарушенных прав, приложите к ним ответ владельца смежного надела и пишите жалобу в районную администрацию. Нарушения по-прежнему не устранены? Необходимо писать исковое заявление в суд.
2) При каких условиях можно обращаться с жалобой на соседа?
Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).
Для проведения регистрации прав на земельный участок он должен быть поставлен на кадастровый учет. Возможен также вариант, когда ваши права являются ранее возникшими, т.е. вы получили участок в собственность или пользование до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и у вас есть документ, подтверждающий этот факт. В таком случае по вашему заявлению в ЕГРН будут внесены сведения о принадлежащем вам участке как о раннее учтенном и зарегистрировано на него ваше ранее возникшее право.
Заявление и соответствующие документы для проведения кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость, в том числе в отношении ранее учтенного участка, необходимо направить в Росреестр. При этом для одновременного проведения кадастрового учета и регистрации прав достаточно предоставить одно заявление. Документы на проведение этих процедур можно направить в Росреестр в электронном виде, заполнив специальные формы на сайте Росреестра. Документы можно также подать при личном обращении в офисы МФЦ на всей территории России. Кроме того, Росреестр обеспечивает экстерриториальный принцип оказания услуг. Это означает, что, если принадлежащий вам участок расположен не в городе вашего проживания, вам не надо никуда ехать, чтобы поставить его на кадастровый учет или оформить в собственность. Оформить его можно в городе вашего нахождения.
Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.
3) Как обратиться в территориальный орган Росреестра в случае самовольного захвата вашей территории соседом?
В территориальный орган Росреестра можно обратиться письменно, в электронном виде через сайт Росреестра или на личном приеме в территориальном органе Росреестра. Адреса и телефоны для обращения можно посмотреть на сайте Росреестра.
В обращении необходимо указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте самозахвата части принадлежащей вам территории. В заявлении также надо указать, что такие действия привели к нарушению ваших имущественных прав.
На основании вашего заявления государственные инспекторы выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении. За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
4) Какая ответственность предусмотрена за незаконное занятие земельного участка?
На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.
За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. В случае, если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
5) Если сосед не реагирует на предписания инспекторов земельного надзора?
Предписание выдается сроком на 6 месяцев, но этот срок может быть продлен, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения, и он может это документально подтвердить. После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено самовольное занятие земельного участка или нет. Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано еще одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении.
6) Почему рекомендуется регистрировать земельные участки и проводить их межевание?
В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости, а проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.
При этом, если вы являетесь владельцем земельного участка и хотите им распоряжаться (например, продать, подарить или передать по наследству), вам необходимо поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать на него права собственности. Поэтому Росреестр рекомендует гражданам оформлять участки в соответствии с законодательством. Росреестр также рекомендует правообладателям участков, не имеющих точных границ, рассмотреть вопрос о проведении кадастровых работ (межевания). Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит вас от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.
Самостоятельно провести межевые работы нельзя, поскольку это лицензируемый вид деятельности. По общему правилу межевание земельных участков проводится кадастровыми инженерами или специализированными организациями, имеющими в своем штате данных специалистов, на основании заключенного гражданами с ними договора подряда на выполнение кадастровых работ. При этом кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации и перед подписанием договора рекомендуется проверить сведения о его деятельности, размещенные на сайте Росреестра в сети Интернет, в разделе «Электронные услуги и сервисы».
Зоткина Елена Георгиевна
Межмуниципальный Карасукский отдел
Управления Росреестра по Новосибирской области
Неиспользуемый земельный участок – источник пожара!
Специалистами межмуниципального Карасукского отдела госземнадзора в ходе контрольно-надзорных мероприятий ежегодно выявляются неиспользуемые земельные участки, которые не используются для строительства или ведения личного подсобного хозяйства и зарастают сорной растительностью.
Прошлогодние остатки сорных растений, не уничтоженные в вегетационный период предыдущих годов, представляют собой сухостой, а также сухую травяную подстилку.
Инспекторы предупреждают, что собственники, землепользователи и арендаторы земельных участков несут ответственность за использование и охрану земель, а также обязаны соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Возгорание сорной растительности чаще всего является следствием не должного их использования. Госземнадзор напоминает, что согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В случае несоблюдения данного требования предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ с наложением штрафных санкций на граждан не менее 20 тыс. рублей, на должностных лиц не менее 50 тыс. рублей, на юридических лиц не менее 400 тыс. рублей.
Информацию подготовил главный специалист - эксперт межмуниципального Карасукского отдела Управления Росреестра по Новосибирской области Карпенко В.И.
17.05.2019 г
Сроки учетно-регистрационных действий
при оказании услуг Росреестром.
Сроки регистрации права собственности на недвижимое имущество регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее - Закон №218-ФЗ).
Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости (далее – ЕГРН).
Датой государственной регистрации прав является дата внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве, об ограничении (обременении) прав на объект недвижимости.
Законом № 218-ФЗ предусмотрен срок государственного кадастрового учета - 7 рабочих дней, государственной регистрации прав - 9 рабочих дней с момента приема документов в МФЦ. В случае обращения за одновременной процедурой государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав срок регистрации составляет 12 рабочих дней при подаче документов через МФЦ.
Также Законом №218-ФЗ установлены сроки государственной регистрации прав. Срок осуществления государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов составляет 3 рабочих дня, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме 1 рабочий день.
Положениями Закона №218-ФЗ определен период времени для проведения кадастрового учета и (или) регистрации, момент начала исчисления срока, т.е. с даты приема заявления и документов к нему через, течение которого, согласно Гражданского Кодекса РФ, начинается на следующий день после этой даты. Если прием документов осуществлен в субботу, то срок исчисляемый для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации, начинается с понедельника.
Все сроки исчисляются не в календарных, а в рабочих днях. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст.191 Гражданского кодекса РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 Гражданского кодекса РФ).
Начальник межмуниципального Карасукского отдела
Управления Росреестра по Новосибирской области
Зоткина Е.Г.
Особенности осуществления учетно-регистрационных действий в связи с прекращением существования объекта недвижимости
Объекты недвижимости, как и иные вещи, со временем становятся непригодными для использования, разрушаются, устаревают морально. В этой связи собственник такого объекта может принять решение о его сносе.
При этом нужно учитывать, что если сведения об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), собственнику здания, сооружения, объекта незавершенного строительства необходимо обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением и актом обследования.
Если объект недвижимости стоит на кадастровом учете, но права на него не зарегистрированы в ЕГРН, то подается заявление о снятии объекта с государственного кадастрового учета. Если же в ЕГРН зарегистрированы права на объект недвижимости, следует подать заявление о снятии объекта с учета и регистрации прекращения прав.
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение его существования в связи с гибелью или уничтожением либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения (их части), в которых они были расположены. Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего его кадастрового инженера.
В Акт обследования вносятся сведения об использованных при его подготовке документах, которыми могут выступать:
- решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании объекта недвижимости ветхим или аварийным; документ, подтверждающего изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу; документ, подтверждающий развитие застроенной территории, на которой расположен объект недвижимости, подлежащий сносу; иные документы, на основании которых принято решение об осуществлении сноса (демонтажа) в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника;
- проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
- решение собственника объекта недвижимости о его сносе в случае добровольного сноса объекта;
- документ органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающий факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования объекта недвижимости по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости.
Собственникам объектов недвижимости, принявшим решение об их сносе, следует учитывать, что с 4 августа 2018 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, регламентирующие порядок сноса объектов капитального строительства (ОКС).
Если работы по сносу ОКС начаты после указанной даты, то до момента подготовки кадастровым инженером Акта необходимо обратиться в организацию архитектурно-строительного проектирования за получением проекта организации работ по сносу ОКС, а также в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, для получения условий отключения ОКС от таких сетей.
Не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу застройщику или техническому заказчику необходимо обратиться в орган местного самоуправления с уведомлением о планируемом сносе ОКС, приложив к нему результаты и материалы обследования ОКС; проект организации работ по сносу ОКС.
Приложение указанных документов не требуется в случае сноса:
- гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
- объектов индивидуального жилищного строительства;
- объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
- строений и сооружений вспомогательного использования.
Не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта застройщик или технический заказчик также должен подать в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса ОКС.
Учетно-регистрационные действия в связи с прекращением существования объекта осуществляются бесплатно.
Срок снятия объекта с кадастрового учета составляет 5 рабочих дней при подаче заявления в регистрирующий орган и 7 рабочих дней при обращении через многофункциональный центр. В случае подачи заявления об одновременном осуществлении учета и регистрации прекращения прав - 10 и 12 рабочих дней соответственно.
Материал подготовлен Управлением Росреестра
по Новосибирской области
Об Управлении Росреестра по Новосибирской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Руководителем Управления Росреестра по Новосибирской области является Светлана Евгеньевна Рягузова.
Как проверить исполнение заявления, поданного в Росреестр
Управление Росреестра по Новосибирской области сообщает, что на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru можно проверить статус поданной заявки или запроса на получение государственной услуги Росреестра в электронном виде.
Для этого в разделе «Электронные услуги и сервисы» нужно выбрать сервис «Проверка исполнения запроса (заявления)».
Далее необходимо ввести номер запроса (заявления) и код с картинки. В результате отобразится информация о ходе рассмотрения заявления: статусы «в работе», «приостановлено» или «выполнено».
Услуга предоставляется бесплатно в режиме реального времени.
Материал подготовлен Управлением Росреестра
по Новосибирской области
Об Управлении Росреестра по Новосибирской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Руководителем Управления Росреестра по Новосибирской области является Светлана Евгеньевна Рягузова.
Составная недвижимость и единый недвижимый комплекс
Единый недвижимый комплекс (далее – ЕНК) – это совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей,
- либо неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередач, трубопроводы и другие),
- либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К ЕНК применяются правила о неделимых вещах: таких вещах, раздел которых в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект.
Составные части ЕНК самостоятельными объектами недвижимости не являются, и разделить ЕНК на отдельные части, согласно действующему законодательству, невозможно, что вызывает определенные трудности у собственников данной недвижимости.
Кроме того, согласно обращениям предпринимательского сообщества действующее законодательное регулирование затрудняет создание ЕНК.
В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен законопроект, последовательно исправляющий многие недостатки действующей системы регулирования.
Законопроектом предложено новое понятие ЕНК:
- совокупность земельного участка и всех зданий, а также обладающих признаками объектов недвижимости объектов незавершенного строительства и сооружений, расположенных на нем, которые находятся в собственности одного лица.
Данные изменения предоставляют право собственнику объектов, входящих в ЕНК, включать в данный ЕНК принадлежащий ему земельный участок.
При этом предусматривается, что понятие «единый недвижимый комплекс» будет объединять такие уже существующие виды сооружений как «производственно-технологический комплекс», «имущественный комплекс».
Законопроектом также уточнен порядок образования и прекращения существования ЕНК:
- образуется в силу государственной регистрации права на совокупность недвижимых вещей, указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании заявления собственника;
- прекращает существование в силу государственной регистрации прекращения права на него на основании заявления его собственника (участников общей долевой собственности, если ЕНК находится в общей долевой собственности).
Кроме того, законопроект предусматривает возможность раздела единого недвижимого комплекса полностью или частично на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и на земельные участки, необходимые для их обслуживания, и на иные незастроенные земельные участки.
Разработанный законопроект, содержащий положения об определении содержания понятия ЕНК, механизме образования, раздела, выдела, прекращения существования ЕНК, направлен на повышение оборотоспособности такого вида недвижимости, а также на совершенствование законодательства.
Материал подготовлен Управлением Росреестра
по Новосибирской области